Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли

23 June 2011

Послание Президента Республики Таджикистан
Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли

Душанбе, 20 апреля 2011 года

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Уважаемые члены Маджлиси Милли и депутаты Маджлиси намояндагон!
Дорогие соотечественники!

Знаменательно то, что в этом году Послание Президента Республики Таджикистан предлагается в высшей законодательный орган в год двадцатой годовщины Государственной независимости, которая является величайшим достижением новейшей истории народа Таджикистана.

В течение двадцати лет независимости мы:

— заложили фундамент своего суверенного государства на пути к великим созидательным свершениям;
— превратили в стратегические направления политики государства обеспечение энергетической независимости, вывод страны из коммуникационного тупика и защиту продовольственной безопасности;
— последовательно проводим глубокую реформу для укрепления социально-экономической стабильности в условиях приоритета новых экономических отношений.

Обеспечение устойчивого экономического развития и повышение таким образом уровня и качества жизни населения страны с начала периода независимости по сей день является основной целью государства и правительства.

В течение последних трёх лет, когда многие страны мира были охвачены финансово-экономическим кризисом, нам удалось по возможности снизить его негативное влияние, сохранить в стране позитивную тенденцию социально-экономического развития.

В 2010 году объём ВВП по сравнению с 1997 годом вырос в 2,6 раза, его средний ежегодный рост составил 7,1 процента. Производство промышленной продукции увеличилось в 2,5 раза, сельхозпродукции в 2,8, объём розничного товарооборота в 3,2 раза, платные услуги населению возросли в 7,8 раза, объём государственного бюджета вырос в 75 раз, ВВП на душу населения в 36,3 и денежные доходы населения в 38 раз.

Таджикистан в период независимости, начав серьёзные структурные реформы в жизненно важных направлениях и отраслях государства, таких, как управление, финансы, банковское дело, реальные секторы экономики, а также образование, здравоохранение, социальная защита населения.

Для упрочения экономического развития страны и поддержки социальных сфер нашей первостепенной задачей является обеспечение устойчивой макроэкономической стабильности на основе укрепления производственных отраслей. Наряду с этим, в числе наших первоочередных работ следует назвать укрепление финансового сектора, повышение роли частного сектора и развитие предпринимательства, как одного из приоритетных секторов, обеспечивающих экономическое развитие страны и создание новых рабочих мест, а также своевременная реализация планов и программ обеспечения энергетической независимости и выход из коммуникационной изоляции.

Налоговая и бюджетная политика

Основной целью налоговой и бюджетной политики являются мобилизация и эффективное использование резервов государственных финансов для достижения целей социально-экономического развития страны. В этом направлении в течение последних десяти лет последовательно увеличивается объём дохода государственного бюджета, год за годом растёт расходная часть бюджета по поддержке приоритетных сфер. Особенно социальные расходы: объём расходов социальных отраслей в 2011 году увеличился в 33 раза по отношению к 2000 году и достиг 3,6 млрд. сомони.

В настоящее время перед Правительством поставлены следующие задачи:

— подготовить к середине 2012 года проект Налогового кодекса в новой редакции;
— обеспечить реальный рост внутренней продукции на не менее 6-7 процентов с учётом удерживания инфляции на уровне 7-9 процентов;
— принять необходимые меры по увеличению доходов государственного бюджета и доведению её уровня 2015 года к 22-23 процентам ВВП;
— объём финансирования расходов на зарплату в государственном бюджете должен быть доведён до 8-9 процентов ВВП;
— увеличить среднюю заработную плату работников бюджетных организаций в среднесрочный период более чем в два раза.

Денежно-кредитная политика будет направлена на достижение стабильного экономического роста в аспекте обеспечения устойчивого курса национальной валюты, повышение платежеспособности и доверия банковской системе, обеспечение эффективной деятельности и безопасности системы платежей.

За последние десять лет количество банков и микрофинансовых организаций достигло от 17 до 138, а число их клиентов – от 524 тысяч до 2 млн. 900 тысяч, эти показатели в сравнении с предыдущим десятилетием соответственно больше в 8 и 5,5 раза.

Для устранения недостатков в деятельности банковской и кредитной системы необходимо предпринять следующие меры:

— обеспечение эффективности денежно-кредитной политики с целью удержания инфляции на уровне, определённом Правительством Таджикистана;
— обеспечение устойчивости курса национальной валюты и последующего формирования валютного рынка;
— ещё большее привлечение кредитных резервов и увеличение на этой основе общего объёма выдаваемых для развития малого и среднего предпринимательства, особенно производственного предпринимательства, кредитов;
— продолжение политики обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и расширения их деятельности путём совершенствования условий для привлечения свободных денежных средств населения, улучшения качества банковских услуг, упрощения и прозрачности порядка их исполнения;
— упрощение системы кредитования с целью как можно большего привлечения клиентов к кредитным резервам и увеличения средств долгосрочных кредитов, выдаваемых для развития отечественного производственного предпринимательства.

Привлечение инвестиций

Для осуществления стратегических целей страны продолжается реализация 63 совместных инвестиционных проектов на общую сумму более 10 млрд. сомони. Только в течение 2010 года для реализации 27 новых инвестиционных проектов были подписаны соглашения с международными финансовыми организациями, и для их реализации было привлечено 2,5 млрд. сомони.

В течение 10 лет осуществлены более 150 инвестиционных проектов на сумму 12 млрд. сомонии 200 проектов с привлечением прямых инвестиций.

В целом, для развития городов и районов страны, в этот период за счёт государственного бюджета и других источников были выполнены созидательные работы на сумму более 30 млрд. сомони.

Формирование потребительского рынка страны

До сих пор большую долю потребительского рынка страны составляет импортная продукция и естественно, повышение цен на импортную продукцию оказывает своё отрицательное влияние на ситуацию на внутреннем рынке.

С целью обеспечения здравой конкуренции и устойчивого удержания ситуации на потребительском рынке страны правительству поручено разработать проект Закона «Об основах торговой деятельности и оказании бытовых услуг населению».

Реальные отрасли экономики, в том числе промышленность, последовательно развиваются.

Производство промышленной продукции в течение 1997-2010 годов ежегодно в среднем росло в размере 9 процентов, одновременно с этим, в течение десяти последних лет в сфере промышленности было создано и восстановлено более 90 тысяч рабочих мест.

Дальнейшее развитие экономики Таджикистана во многом зависит от эффективного использования его богатых естественных запасов и расширения промышленного производства. Этот процесс требует серьёзной реформы законодательства и политики регулирования, ибо сегодня действующее законодательство страны в этом направлении не полностью отвечает совершенным требованиям и должно быть усовершенствовано с учётом передовых опытов и защиты интересов страны в сфере использования недр земли.

Одновременно с этим, необходимо привлечение ещё больших инвестиций посредством отечественных и зарубежных компаний. Ввоз современной техники и технологии, поэтапное увеличение производства конечной продукции, особенно на основе выработки сельзохпродукции, камней и драгоценных металлов, а также для развития отраслей цветной металлургии, химии и производства строительных материалов.

В этих целях Правительству поручено разработать проект Закона «О сотрудничестве государства и частного сектора», проекта Программы о гарантированном привлечении инвестиций к использованию недр земли, а также обоснованных предложений по реформе законодательства в области использования недр земли.

С целью обеспечения дальнейшего развития предпринимательства в производстве, с учётом привлечения современной техники и технологий и постепенного увеличения производства продукции внутри страны необходимо объявить мораторий на протяжении первых трёх лет для всяких проверок и ревизий деятельности предпринимателей, которые создают новые предприятия по производству товаров и продукции.

Обеспечение энергетической независимости

С целью обеспечения энергетической независимости и превращения Таджикистана в страну – экспортёра дешёвой и экологически чистой электроэнергии предусмотрена реализация комплекса экономических и структурных реформ. В том числе, в соответствии с Концепцией энергетического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, предвидится создание промышленных и топливно-энергетических комплексов.

Для практической реализации названной концепции финансирование энергетической отрасли за последние три года с учётом совместных инвестиционных проектов составило 3,8 млрд. сомони и в текущем году на эти цели предназначается 1,8 млрд. сомони. В рамках реализации 13 инвестиционных проектов, осуществляемых в отрасли, продолжаются работы по проектированию, реконструкции и строительству внутренних и международных линий электропередач.

С целью обеспечения отдалённых горных районов электроэнергией в период независимости нашей страны были построены и сданы в эксплуатацию в целом 241 малых гидроэлектростанций. Согласно «Долгосрочной программе строительства цикла малых электростанций в период 2009-2020 годов» до 2020 года на территории страны предусмотрено строительство 190 малых гидроэлектростанций.

Наряду с вводом в действие гидроэлектростанции «Сангтуда-2», которая должна быть сдана в эксплуатацию до конца текущего года, продолжением восстановительных работ на гидроэлектростанции «Рогун», реконструкцией функционирующих энергостанций, в том числе Нурека, Кайракума, цикла гидроэлектростанций в бассейнах рек Варзоб и Вахш, а также строительством других запланированных гидроэлектростанций, за три последующих года энергетическая независимость Таджикистана должна быть обеспечена. Для осуществления названных целей предусмотрено привлечение и использование более 6 млрд. сомони.

Непрерывное уменьшение объёма импорта природного газа и повышение цен на топливные продукты на мировом рынке вынуждают нас превратить сферу нефти, газа и угля в одну из приоритетных отраслей экономики. Ныне Правительством Таджикистана реализуется ряд имеющих первостепенное значение мер для обеспечения промышленных предприятий и населения страны своим природным газом. Сотрудничество в направлении ведения поисковых и разведывательных работ продолжается с 15 отечественными и зарубежными компаниями и предприятиями на 87 месторождениях и площадях добычи нефти и газа. В целях уменьшения объёма расходов энергии и сокращения зависимости страны от импорта топливного материала необходимо предпринять следующие меры:

Первое, реструктуризация производства с целью направления отраслей национальной экономики в русло приоритетного и ускоренного развития предприятий, производящих продукцию, ориентированную на экспорт и диверсификацию экспорта.

Второе, постепенный отказ от тенденции экспорта сырья и целевое развитие отраслей, производящих высококачественную переработанную продукцию.

Третье, организация общегосударственной системы поддержки и стимулирования экспорта, а также создание современной сети кредитования для экспорта и страхования.

Развитие отраслей сельского хозяйства

Сельское хозяйство является главным источником обеспечения населения продовольствием, промышленных предприятий страны – сырьём и население – занятостью. Развитие этой отрасли, прежде всего, способствует улучшению экономического положения населения сельской местности.

В последние годы в сфере сельского хозяйства страны осуществлён ряд важных и серьёзных реформ, основной целью которых являются увеличение продукции экспортного предназначения и обеспечение продовольственной безопасности страны.

В результате в последние годы было обеспечено увеличение комплекса сельхозпродкуции, в 2010 году было произведено продукции в 2,8 раза больше по сравнению с 1997 годом. Производство зерновых продуктов выросло в 2,3 раза, картофеля – в 6 раз, овощей – в 3,3 раза и фруктов – в 2 раза.

Для достижения одной из основных национальных целей – обеспечения продовольственной безопасности необходимо ускорить реализацию программы реформы отрасли сельского хозяйства и обеспечить увеличение производства сельхозпродукции.

Развитие транспортных коммуникаций

Вывод страны из коммуникационной изоляции и превращение её в транзитную зону со всей соответствующей международным стандартам инфраструктурой считается одной из стратегических целей экономической политики государства на ближайшее будущее.

В течение прошедших лет ускоренно было продолжено строительство дорог и мостов не только республиканского, но и международного значения, а также автомобильных тоннелей.

С этой целью финансирование отрасли транспорта и коммуникации за пять лет, с учётом совместных инвестиционных проектов, составило 3,9 млрд. сомони, в текущем году на эти цели будет направлено 1,4 млрд. сомони.

Для реконструкции автомобильных дорог страны, улучшения уровня и качества услуг автомобильного транспорта и в целом для развития сферы транспорта реализуются 11 государственных инвестиционных проектов. В 2012 году начнётся реализация 3-х новых проектов – строительства автомобильных дорог Куляб-Калай Хумб, Шогун-Зигар (3-й этап) и реконструкция автодороги Душанбе-Турсунзаде на общую сумму более 4,5 млрд. сомони. Сейчас в стране ускоренным темпом продолжается строительство двух транспортных тоннелей – Чормагзак и Шахристон общей протяжённостью почти 10 километров.

Строительство

В период независимости в нашей стране была налажена огромная созидательная работа, были построены и сданы в эксплуатацию сотни малых и больших сооружений социально-экономического назначения.
Отрадно, что заново возрождается культура градостроительства и градоуправления, как ценное наследие наших предков.

Правительство со своей стороны постоянно принимает меры для расширения строительства жилых домов, административных, бытовых сооружений и объектов систем образования, культуры и здравоохранения.
В период независимости были построены и сданы в эксплуатацию жилые дома для 141 тысяч семей на площади более 8,4 млн. квадратных метров. Одновременно, для строительства жилых домов и в качестве приусадебных участков было выделено около 120 тысяч гектаров земли для 900 тыс. семей. В том числе за последние два года на эти цели было выделено 21 тыс. га для более 150 тыс. семей, большинства их которых составляют молодые семьи, и процесс распределения этих земель сейчас продолжается.

Образование и наука

Развитие отрасли образования объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики нашего государства. Требованием времени является то, что качество обучения и воспитания в учебных заведениях непрерывно должно повышаться, оно должно соответствовать требованиям обучения в развитых странах, отечественных и мировых рынков труда.

Правительством страны с целью создания благоприятных условий для учёбы и воспитания подрастающего поколения в 2008 году принята Государственная программа строительства, ремонта и реконструкции школ на 2008-2015 годы, общее средство которой составляло более 600 млн. сомони, в рамках реализации названной программы поэтапно были отремонтированы и реконструированы более 1000 школ.

Одновременно с этим, переход с 2012 года к обязательному 10-летнему образованию и в последующие годы – к новой системе общего образования, а также прирост населения страны требуют строительства новых школ и дополнительных классов. Только в прошлом году за счёт всех источников финансирования на территории страны были построены и сданы в эксплуатацию 200 школ на 40 000 посадочных мест.

В период независимости в сфере образования произошло множество изменений по созданию новых учебных заведений, реконструкции и восстановлению существующих учебных учреждений, непосредственно при поддержке государства в масштабе страны были построены и сданы для эксплуатации 1200 зданий современных школ на 311 тыс. посадочных мест.

С 1998 года по сей день реализуются 14 инвестиционных проектов общей стоимостью 720 млн. сомони.
С целью укрепления связи семьи со школой и повышения чувства ответственности родителей за обучение и воспитание ребёнка был подготовлен и внесён на всенародное обсуждение проект Закона «Об ответственности родителей за обучение и воспитание ребёнка». Наряду с принятием данного закона необходимо подготовить научно обоснованную программу по воспитанию подрастающего поколения и в ней конкретизировать пути выполнения данного закона, философию учебы и воспитания в Республике Таджикистан.

Правительство республики с первых дней государственной независимости придавало первостепенное значение вопросу развития науки. Учитывая важность проблемы, руководство страны проводит реформу Академии наук.

Быстрое развитие науки и современных технологии требует необходимость принятия законов и новых нормативно-правовых документов. В целях укрепления роли науки в решении научно-экономических и технических проблем, необходимо, в первую очередь, выполнить следующие задачи:

1. Принять меры по привлечению молодых и талантливых специалистов в научные учреждения и в аспирантуру Академии наук, а также подготовить высококвалифицированных научных кадров.

2. Подготовить и предложить проект постановления Правительства «О Программе инновационного развития РТ на 2011-2020 годы».

3. Принять меры для внедрения в производство технологий, которые запланированы в «Стратегии РТ в сфере науки и технологии на 2010-2015 годы» и «Программа развития научно-технических достижений в промышленном производстве РТ на 2010-2015 годы».

Культура и искусство

Культура, как великое и ценное явление социальной жизни, постоянно играет важную роль в истории и духовном развитии современного общества Таджикистана.

В период независимости были возрождены и получили серьезный толчок различные стороны национальной культуры. Благодаря постоянной заботе Правительства страны сотни учреждений культуры, театры, концертные залы, музеи и библиотеки, редкие исторические памятники были отремонтированы и реконструированы, а также построены десятки новых современных зданий культурного назначения. В этот период была создана Национальная консерватория, которая вносит вклад в подготовку квалифицированных специалистов.

Строительство в столице нашей страны Национальной библиотеки и Национального музея являются из числа важных событий периода независимости, которые будут служить сегодняшним и будущим поколениям.

Сегодня в стране имеются и ведут свою деятельность более 40 исторических и страноведческих музеев, имеющих большое количество редких исторических находок. В настоящее время в процессе разработки находится проект программы ремонта и реконструкции исторических памятников.

За последние годы значительно возросло количество СМИ. Для сравнения, в 1991 году, в целом, существовало всего 139 единиц газет и журналов, из которых только 4 были частными. Существовало всего одно Государственное информационное агентство. Сегодня в стране печатаются 404 газет и журналов, из этого количества 160 - государственные и 250 - частные. Из восьми зарегистрированных информационных агентств, семь являются частными, то есть неправительственными. Это также можно отметить в качестве положительного явления в процессе создания и развития гражданского общества. Наряду с государственными радиостанциями, функционируют также и негосударственные станции. В настоящее время в стране работает 44 таких радиотелевизионных каналов, из этого количества 28 радиостанции и телеканалов являются частными.

Политические партии и неправительственные организации, которые являются важными частями гражданского общества, в основном получили развитие в период независимости. Они приобрели особый статус в создании гражданского общества, в процессе демократизации общества и развитии культуры толерантности в стране.

Если в 1992 году их количество составляло 141 единиц, то сегодня их количество достигло 2364 единиц. Свободно функционируют восемь политических партий, пять из которых представлены в Парламенте страны. Правительство РТ в дальнейшем также будет способствовать формированию гражданского общества.

Для повышения уровня духовного богатства общества при поддержке Правительства страны были напечатаны более 600 произведений классиков и современников, существенно улучшено обеспечение государственных библиотек свежей литературой и общее количество государственных книжных магазинов было доведено до 100 единиц.

Отрадно, что по инициативе Таджикистана и ряда других стран в 2010 году со специальной Резолюцией ООН праздник наших предков Навруз приобрел статус международного праздника.

Отрадно, что сегодня наши соотечественники демонстрируют свое искусство на лучших сценах мира. Посредством поддержки Правительства страны в период независимости наши деятели искусства с гастролями посетили более 50 стран мира. Только в 2010 году таджикские деятели искусства приняли участие на празднованиях, конкурсах и фестивалях 20 стран мира, где продемонстрировали высокую культуру и искусство таджикского народа.

Здравоохранение

Одной из приоритетных отраслей социальной политики государства является сфера здравоохранения. Недавно принят Закон РТ «О семейной медицине» утверждена Национальная стратегия здоровья населения РТ на 2010-2020 годы и Стратегический план реконструкции медицинских учреждений РТ на период 2011-2020 годов.

Правительство с целью улучшения состояния здоровья населения страны увеличивает финансирование сферы и оно за последние десять лет возросло в десять раз.

Наряду с этим, в сфере здравоохранения реализовываются более 31 инвестиционных проектов на сумму 1 млрд. 200 млн. сомони.

Вопрос подготовки кадров и обеспечение медицинских учреждений высококвалифицированными кадрами являются из числа важных вопросов, требующих решения.

Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности является одной из важных задач сферы здравоохранения, которая в том числе, включает вопросы улучшения обеспечения населения и медицинских учреждений качественной питьевой водой, ремонта канализационных водопроводных систем городов и районов, контроля качества продовольственной продукции, товаров общего пользования и ввозимых строительных товаров.

Социальная защита населения

За годы независимости приняты и реализовываются важнейшие нормативные правовые документы по урегулированию трудовых отношений, улучшению материального состояния населения, увеличению объема минимальной заработной платы, должностного оклада работников бюджетных организаций и учреждений, пенсии и стипендии.

В последующие три года в два раза будет увеличена заработная плата работников социальных сфер – образования, здравоохранения, культуры, учреждений социальной защиты и науки, в том числе с 1 сентября текущего года на 30%.

В процессе реализации политики социальной защиты населения Правительство уделяет особое внимание формированию трех основных свойств трудовых отношений: содействие в обеспечении трудоспособного населения соответствующей занятостью; урегулирование отношений между работодателями и рабочими; повышение заработной платы.

С первых годов независимости проблема улучшения условий для жизни женщин всегда была в центре внимания Правительства страны. Указ Президента страны «О мерах по повышению статуса женщины в обществе» а также постановление Правительства страны от 2010 года «Национальная стратегия активизации роли женщины в РТ на 2011-2020 годы» играет важную роль в повышении статуса и роли женщины в создании демократического общества.

Женщины активно занимаются государственными делами‚ в экономическом и социальном управлении‚ 25% или же 6 тысяч госслужащих являются женщинами.

В учебных учреждениях страны работают около 110 тысяч учителей и преподавателей. В период 1997-2010 годов по Президентской квоте в ВУЗы страны поступили более десяти тысяч молодых людей‚ из которых 7 500 были молодые девушки из отдаленных горных районов страны. Для поддержки предпринимательской деятельности женщин с 2006 года до сегодняшнего дня посредством Президентских грантов было выделено 3 млн. 300 тысяч сомони. Правительство страны в дальнейшем также намерено увеличить объемы грантовых средств.

Молодежная политика

Молодежь играет заметную роль и принимает активное участие в политике‚ развитии социальных‚ экономических и культурных сфер. Наряду с приобретением Государственной независимости государственная политика молодежи была определена в качестве приоритетного направления деятельности Правительства страны и сейчас она реализовывается посредством принятия среднесрочных отраслевых программ.

Поручаю правительству принять необходимые меры по своевременному выполнению Плана мероприятий вышеназванной встречи. Глубоко уверен, что с принятием и выполнением Программы развития физической культуры и спорта на 2011-2015 годы.

В настоящее время, наряду с признанием и уважением высших общечеловеческих ценностей, мы должны шагнуть в мировое сообщество со своим особым обликом и развиваться, как цивилизованное, национальное государство по пути демократического, светского и гражданского общества.

Законность, обеспечение прав и свобод

Во всех развитых странах и цивилизованном обществе человек, его права и свободы, составляют основную суть политики государства. Ярким примером этого является признание мировым сообществом в качестве высшей ценности человека его права и свободы. Но невозможно реализовывать эти высшие цели без законов, отвечающих современным требованиям демократического общества, а также регулирующих системную деятельность государственных органов. Одним из основных элементов демократического общества являются судебные органы, независимая ветвь государственной власти, осуществляющая судебное правосудие.

В настоящее время осуществляется Программа судебной и правовой реформы на 2011-2013 годы. В ней предусмотрены конкретные меры, связанные с дальнейшим усовершенствованием судебной структуры, укреплением самостоятельности и ответственности судов, улучшением социального положения судей, развитием законодательства отрасли и другими направлениями деятельности судебных органов.

Другим важным вопросом, который отмечен в программе является вопрос обеспечения доступа граждан к высококвалифицированной правовой помощи. В этих целях в настоящее время в процессе разработки находится новая редакция Закона РТ «Об адвокатуре» и отраслевые нормативно-правовые документы, в которых предусматривается принятие необходимых мер для прозрачной и открытой деятельности судей, в том числе повышение их ответственности в ходе принятия законных и обоснованных решений, обеспечения выполнения принятых судебных актов, предотвращения правонарушений в деятельности судей и адвокатов, в том числе недопущения коррупционных случаев, ставших поводом для озабоченности общества, правильной расстановки кадров, повышения уровня квалификации и профессиональной подготовки судей, особенно молодых судей.

Правоохранительным органам и другим соответствующим структурам необходимо усилить серьёзным образом свою деятельность в направлении предотвращения и борьбы против незаконного оборота наркотических средств и направить все возможности и ресурсы для выявления организованных преступных групп, задержания и привлечения к уголовной ответственности виновных лиц.

Деятельность правоохранительных органов, военных структур, суда, прокуратуры должна быть, прежде всего, направлена на обеспечение национальной безопасности, верховенства закона, борьбы с преступностью, терроризмом, экстремизмом, коррупцией, торговлей людьми, а также на укрепление мира и стабильности в обществе.

Со стороны государства приняты все правовые и организационные меры по предотвращению и выявлению коррупционных действий. Раскрытие преступлений коррупционного характера в 2010 году повысилось в 2,5 раза. В связи с этим, необходимо напомнить, что Организация экономического сотрудничества и развития положительно оценило вклад Таджикистана в выполнение обязательств, которые исходят из Конвенции ООН по борьбе с коррупцией.

Внешняя политика

В настоящее время быстро меняющаяся ситуация системы международных отношений после заката двухполярного мира и не возникновения другой, новой и устойчивой системы стали поводом для серьёзного ущерба его устойчивости и стабильности, ярким примером вышесказанного могут быть трагические события последнего времени на Среднем Востоке и Арабском мире. В такой ситуации Таджикистан, как всегда является сторонником созидательного сотрудничества с каждой доброжелательной стороной и ведёт одновременно миролюбивую и взвешенную политику, основная цель которой заключается в увеличении числа партнёров и друзей Таджикистана.

Суть и содержание политики, которую мы реализовываем и назвали политикой «открытых дверей», заключается именно в том, чтобы иметь активное и созидательное сотрудничество со всеми международными организациями и государствами. В этом направлении анализ и знание наиважнейших факторов современной международной системы, которая идёт по пути глобализации, является непростой задачей и это подтверждается повседневными реалиями нашей жизни. Если этот процесс, с одной стороны, стал поводом для укрепления отношений различных частей сегодняшнего мира, то с другой стороны, глобализация опасных явлений, таких как терроризм, экстремизм, радикализм, контрабанда наркотических средств и другие транснациональные организованные преступления с каждым днём всё больше осложняют ситуацию. Таджикистан в первых рядах борьбы с этими явлениями находится в центре развития одной из частей этого процесса. Решение этой проблемы требует от нас взаимодействия, широкого и эффективного сотрудничества с мировым сообществом, международными организациями на многосторонней основе, а также на основе двухсторонних отношений.

Мы это не раз отмечали с высоких международных трибун что в Центрально-азиатском регионе не существует ни одной проблемы, которую бы не возможно было решить добрыми намерениями и созидательным сотрудничеством соседних стран! Эта позиция, прежде всего, относится к решению водно-энергетических проблем в регионе, которая всегда находится в центре внимания и мы еще раз подчеркиваем, что ключом решения этой проблемы является: сотрудничество!

В этой сфере Таджикистан в последние годы имеет множество созидательных предложений и в настоящее время также остается верным их содержаниям и смыслу, примером этому является наша готовность в обеспечении региона чистой питьевой водой. В целом, относительно этой темы и других сфер регионального сотрудничества основными целями и намерениями Таджикистана были и остаются более эффективная интеграция стран Центральной Азии, обеспечение свободного перемещения граждан, перевозка товаров, инвестиций и услуг, развитие отношений в духе исторических и культурных общностей, культуры добрососедства народов региона и в этой сфере укрепление созидательного регионального сотрудничества со своими близкими соседями являются одной из важнейших задач нашей внешней политики.

За прошедший год отношения Таджикистана с членами СНГ имели тенденцию развития. В нынешнем году в ходе своего председательства в Содружестве мы будем прилагать усилия для того, чтобы более эффективно использовались и развивались возможности интеграции в рамках этой организации.

Это, прежде всего, относится к нашим связям с Российской Федерацией, которая является нашим стратегическим партнером. Примером такого эффективного сотрудничества является сдача в эксплуатацию самого крупного партнерского объекта на постсоветском пространстве – ГЭС Сангтуда-1, открытие филиалов крупнейших университетов России в городе Душанбе, открытие на обоюдной основе культурно-информационных центров.

Мы искренне заинтересованы в расширении и укреплении этих взаимоотношений на основе многосторонних и двусторонних отношений с такими дружескими странами, как Иран, Афганистан, Индия, Пакистан, Турция, особенно с Шанхайской Организацией Сотрудничества, которая с первых дней своего формирования сделала многое для решения региональных вопросов, организации экономического сотрудничества государств-членов. Развивая свою деятельность в рамках данной организации, будем укреплять свои отношения с её членами, прежде всего, с Китайской Народной Республикой.

Мы активно и эффективно сотрудничаем с международными финансовыми институтами, странами-донорами, то есть партнёрами по развитию в процессе реализации важных социально-экономических проектов.

В решении внутренних и региональных вопросов, в частности проблем Афганистана, мы имеем созидательное сотрудничество с государствами антитеррористической коалиции, в частности США и странами Европейского Союза. Восстановление мира и стабильности в этой соседней стране отвечает интересам Таджикистана и в настоящее время РТ вносит свой заметный вклад в общую борьбу против терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотических средств и организованной транснациональной преступностью. Двусторонние отношения с США, а также участие в реализации стратегии ЕС в отношении Центральной Азии останутся в качестве важнейших вопросов нашей внешней политики, в ходе которой, мы будем, развивать и расширять свои созидательные связи с ОБСЕ. Здесь, несомненно, важна лидирующая роль ООН и наше сотрудничество с этой международной авторитетной организацией будет и дальше развиваться. В настоящее время мы уверены в том, что произошедшие в последнее время события на международной арене, внесли ясность в необходимость реформы ООН и особенно её Совета безопасности.

Уважаемые члены Маджлиси милли и депутаты Маджлиси намояндагон! Дорогие соотечественники!
Нынешний год, для народа нашей страны, является священным и историческим – годом 20-й годовщины Государственной независимости Таджикистана.

Благодаря Государственной независимости, у нас появилась возможность возродить спустя тысячи лет национальную подлинность, историю, язык, культуру, добрые национальные традиции и ценности, в целом, своё национальное бытие с целью выполнения очень важной миссии, то есть создания демократического, правового, светского государства, нового общества независимого и свободного государства, и счастливой жизни сегодняшних и будущих поколений.

За этот короткий исторический период мы смогли укрепить основы своего нового молодого независимого государства, запланировать нужды и национальные чаяния в рамках целей и основных направлений внутренней и внешней поли<

← К списку пресс-релизов

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Коимдодов  Козидавлат Коимдодович

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Беларусь

Ссылки