Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20 апреля 2012 года

06 March 2013


Уважаемые члены Маджлиси милли
и депутаты Маджлиси намояндагон!

Дорогие соотечественники!
Очередное Послание Президента страны предлагается в Маджлиси Оли республики в год ознаменования двух великих и судьбоносных для государства Таджикистан дат, то есть двадцатилетия 16-ой сессии Верховного Совета и пятнадцатилетия Дня национального единства.

Следует напомнить, что историческая 16-ая сессия Верховного Совета открыла путь для восстановления конституционного строя страны, строительства демократического, правового и светского государства Таджикистан, и заложила основу взаимопонимания, национального согласия и примирения таджиков.

В результате неустанной борьбы, стремлений и подвигов, двадцать лет назад извечная мудрость таджикского народа доказала, что национальное единство и взаимопонимание членов общества является важнейшим фактором прогресса государства и нации.

Именно благодаря этим важным историческим событиям мы смогли восстановить основы государственности и парализованные ветви власти в стране, укрепить фундамент государственной независимости Таджикистана. Важнее всего является то, что в нашей дорогой Родине воцарились национальное единство, устойчивый мир, социально-политическая стабильность, свободная созидательная атмосфера.

Благодаря искренней поддержке и добросовестному труду народа страны Правительству республики удалось с 2000 года по сей день в рамках национальных и отраслевых программ и стратегий постоянно принимать меры по решению социально-экономических проблем и постепенному повышению уровня жизни населения.

В чувствительных условиях современности главной задачей государства, прежде всего, являются обеспечении устойчивого экономического развития, постепенное повышение уровня и качества жизни народа посредством осуществления реформы системы государственного управления, обеспечение прозрачности деятельности его органов, создание благоприятного климата для развития предпринимательства, привлечение инвестиций, импорт новейшей технологии и создание на этой основе новых рабочих мест.

Некоторое время назад, по случаю празднования двадцатой годовщины государственной независимости страны, мы подробно проанализировали все наши достижения за этот период, также на расширенном заседании Правительства Таджикистана рассмотрели социально-экономическое положение страны в 2011 году.

Наряду с этим, следует напомнить, что с 2000 года по сей день ВВП вырос в 2,3 раза, его годовой рост составил в среднем 7 процентов, в результате чего ВВП на душу населения вырос в 5,3 раза.

С 2000 года до 2011 года производство сельхозпродукций увеличилось в 2,5 раза, промышленных товаров - в 2 раза, объём оборота розничной торговли - в 3,5 раза и оборот внешней торговли - в 2 раза. В том числе в 2011 году по сравнению с 2010 годом производство сельхозпродукций увеличилось на 8%, промышленных товаров - на 6%, оборот розничной торговли на 9 и внешней торговли на 15,5 процентов.

Важнее всего, объем доходов населения, постепенно развиваясь, из одного млрд. сомони в 2000 году в 2011 году достиг 16,2 млрд. сомони, то есть доходы населения возросли в 16 раз.

Таким образом, уровень бедности в стране снизился от 81% в 1991 году до 42% в 2011 году.

Одновременно с этим, на протяжении этих годов мы смогли нормализовать годовые показатели инфляции и курс национальной валюты на программном уровне.

Следует отметить, что хотя современная экономика Таджикистана полностью отражает особенности экономики переходного периода, однако, в свою очередь, она, как открытая экономика, в определённой степени находится под непосредственным влиянием внешних факторов и условий мирового рынка.

Поэтому, Правительству страны необходимо предпринимать действенные меры для того, чтобы и в дальнейшем держать развитие экономики страны на устойчивом уровне и предотвращать влияние негативных факторов мировой экономики на неё, проводить стабильную финансовую политику, создать благоприятные условия для деятельности малого и среднего предпринимательства, других хозяйствующих субъектов и обеспечить социальные обязательства государства.

Несмотря на влияние внешних факторов, реформа в управлении государственных финансов продолжается, налогово-бюджетная политика осуществляется на относительно устойчивом уровне.

Хотя государственный бюджет в 2011 году был утверждён с дефицитом одного процента ВВП, реальный баланс государственного бюджета был подытожен с превосходством доходов над расходами в объеме 0,7% ВВП.

Общий объем доходов государственного бюджета на 2012 год предусмотрен в сумме 10 млрд. 200 млн. сомони, что на более 22% больше показателей 2011 года.

Государственный бюджет, прежде всего, нацелен на решение проблем экономического развития страны и улучшение уровня жизни народа. Особенно создание новых рабочих мест и укрепление социальной направленности государственного бюджета, повышение заработной платы, обеспечение пенсий и других социальных выплат являются важнейшими приоритетами государственной политики. Результатом именно такой политики явилось то, что только за последние десять лет средний объем заработной платы в стране вырос примерно в 32 раза.

Соответственно с увеличением объема государственного бюджета год за годом увеличивается финансирование социальных сфер, в том числе образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты. Эти сферы будут приоритетными и в дальнейшие годы.

В прошлом году для социальных сфер было выделено 330 млн. сомони дополнительных средств. Финансирование этих сфер в целом составило 4,3 млрд. сомони, что равняется к 52,4 процентам общего объема расходов государственного бюджета.

В этом году для финансирования социальных сфер направляется 5,1 млрд. сомони или 50 процентов общего объема государственного бюджета, из которых 3,4 млрд. сомони составляют заработная плата, пенсии и другие денежные помощи населению.

В последнем Послании в Маджлиси Оли страны мы ставили перед собой задачу, чтобы в течение ближайших трёх лет увеличить заработную плату работников социальной сферы до двух раз.

В прошлом году в рамках первого этапа реализации этой цели заработная плата работников сферы образования и отраслевой науки увеличена на 30%, академической науки - от 100% до 3,3 раза, культуры, спорта, учреждений социальной защиты и здравоохранения - на 40% и все виды стипендий - на 40%, повышена также заработная плата государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих. Для выплаты заработной платы и её увеличения было израсходовано более 1,7 млрд. сомони.

С учетом развития экономики страны и роста финансовых возможностей, с 1 сентября текущего года будет осуществлён второй этап увеличения заработной платы, заработная плата работников общеобразовательных и дошкольных учреждений, домов-интернатов для престарелых и инвалидов увеличится на 60 процентов, сферы культуры - на 50%, сфер здравоохранения, социальной защиты, спорта и других учреждений сферы образования - на 40%, работников отрасли науки и учреждений высшего образования - на 30 процентов.

Одновременно с этим будут увеличены стипендии студентов и другие виды стипендий на 50%, а также минимальная заработная плата – в 2,5 раза, её размер от 80 сомони возрастёт до 200 сомони.

Вместе с тем, минимальный размер и максимальный размер пенсий по возрасту увеличатся на 30 процентов, размер трудовых пенсий, назначенных на основе полного трудового стажа и составляющих менее 150 сомони, будет приравнен к 150 сомони.

То есть с 1 сентября текущего года в стране будут увеличены и приравнены к 150 сомони пенсии около 380 тысяч человек.

Для финансирования этих мероприятий в текущем году необходимо более 350 млн. сомони дополнительных средств.

Таким образом, мы за две прошедшие годы смогли увеличить заработную плату работников социальной сферы, в том числе общеобразовательных и дошкольных учреждений более чем в два раза, других социальных учреждений, в том числе культуры, здравоохранения и социальной защиты до двух раз, тогда как это мероприятие должно было осуществляться в течении трёх лет, то есть до 2014 года.

В 2001 году заработная плата учителя составляла 7 сомони, врача – 5, работников сфер культуры и социальной защиты – 8-10 и науки – 27 сомони. В процессе осуществления реформы в сферах экономики и финансов мы добились заметных результатов и это позволило нам увеличить заработную плату социальных сфер в 2002-2004 годах на 90%, в 2005-2007 годах в два с половиной раза, в 2008-2010 годы в два раза, в 2009 году, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, на 30% и в 2011 году почти в два раза.

Однако, всё это не может удовлетворить насущные потребности и в соответствии с экономическим развитием страны мы будем продолжать этот процесс и в последующие годы.

С этой точки зрения, Правительству страны, в частности министерствам финансов, труда и социальной защиты населения, а также местным исполнительным органам государственной власти поручается проводить обоснованный анализ по реализации названного мероприятия, то есть дальнейшего увеличения заработной платы и пенсии, совместно с соответствующими структурами и органами, руководителями бюджетных организаций и учреждений предпринять конкретные меры относительно обеспечения его финансирования за счёт бюджетных средств, специальных средств бюджетных организаций и учреждений, бюджета социального и пенсионного страхования, и в государственном бюджете 2013 года на эти цели предусмотреть необходимые средства.

Также местным исполнительным органам государственной власти поручается направлять свободные средства и перевыполнение доходов местных бюджетов, прежде всего, на финансирование увеличения заработной платы.

Министерству финансов, Налоговому комитету и Таможенной службе необходимо обеспечить своевременное, качественное выполнение и перевыполнение государственного бюджета по всем видам налога и государственных пошлин.

С целью усовершенствования структур и уменьшения расходов органов государственного управления Правительству поручается образовать рабочую группу для сокращения до 15 процентов сотрудников органов государственного управления до июля месяца текущего года, всесторонне проанализировать и рассмотреть структуры и штатные расписания каждого министерства, ведомства и местных исполнительных органов государственной власти с учётом предотвращения дублирования функциональных обязанностей. Сэкономленные за этот счёт средства направлять на стимулирование сотрудников, укрепление материально-технической базы названных структур и органов.

Одновременно с этим, для обеспечения прозрачности расхода бюджетных средств и правильного использования материальных и финансовых ресурсов предлагается широко наладить электронный обмен информацией между государственными органами.

Для экономичного и целевого использования бюджетных средств при государственной закупки, и предотвращения коррупционных факторов в этом направлении необходимо внедрить систему электронной закупки товаров и продукций с использованием современных информационных технологий.

Некоторое время назад в целях ещё большего усиления контроля над использованием государственных финансовых ресурсов и реализации государственных программ была создана Счётная палата. Поэтому недавно образованная Счётная палата, Агентство по государственному контролю и борьбе с коррупцией, Министерство финансов, другие министерства и ведомства, исполнительные органы государственной власти областей, городов и районов, руководители всех бюджетных организаций и учреждений, государственных предприятий обязаны предпринимать действенные меры для качественной реализации государственных программ, строгого соблюдения государственной дисциплины, правильного налаживания финансово-хозяйственной деятельности, отвечающего требованиям международных норм бухгалтерского отчёта и учёта, а также привлечения на работу молодых профессиональных и честных специалистов.

Наряду с этим, Национальный банк совместно с другими соответствующими органами должен предпринять меры с целью защиты финансовой системы страны, в том числе национальной валюты, от влияния негативных факторов мировой экономики и ещё большего укрепления её деятельности.

В этом направлении особое значение имеют поддержка всех производственных секторов с долгосрочным финансированием, нахождение различных источников, расширение способов и методов инвестирования важных проектов.

Данная проблема требует решение вопросов в банковской системе, прежде всего, повышения доверия людей для хранения своих средств в отечественных банках и полного обеспечения защиты вкладов граждан.

Следует отметить, что для обеспечения стабильного развития банковской системы посредством увеличения вкладов и большего привлечения клиентов предприняты действенные меры.

В том числе, непосредственно на эти цели направлены комплекс программных мероприятий, принятие ряда законов и нормативных правовых актов, в особенности Закона Республики Таджикистан «О страховании вкладов физических лиц», предусмотрящего государственную гарантию вкладов физических лиц.
Отсюда, за последние десять лет увеличились: остаток общего объёма вкладов в кредитных организациях и структурах страны в более чем 45 раз, количество клиентов, пользующихся банковскими услугами, в более чем 25 раз и объём выданных кредитов в 21 раз.

Наряду с этим, с 2005 года для поддержки развития горных регионов действует специальная программа малого кредитования малым и средним предпринимателям, только в горных местностях его общий объём за этот период составил свыше 2,3 млн.сомони. Таким образом, за последние десять лет малое кредитование в стране увеличилось в более чем 100 раз.

Однако, названные показатели, направленные на укрепление устойчивого развития страны, всё ещё не могут удовлетворить нас. Поэтому Национальный банк, Государственный банк «Амонатбанк», акционерные банки, микрофинансовые организации и структуры должны увеличить кредитование предпринимательской деятельности, особенно в отдалённых горных регионах, женщин-предпринимателей, обеспечить в среднесрочном периоде ежегодное увеличение финансирования производственных сфер не менее чем на 20 процентов.

Одновременно с этим, для улучшения доступа граждан к банковским услугам и как можно большего привлечения кредитных ресурсов необходимо расширить банковские сети и создать условия для всех видов услуг. В этом направлении необходимо повысить качество оказания услуг с использованием современной технологии и принять меры по регулированию наличного и безналичного оборота.

Также соответствующим структурам и органам следует предпринять необходимые меры для укрепления и защиты вкладов, ещё большего совершенствования их нормативных правовых основ.

В связи с этим, призываю всех славных людей Таджикистана, предпринимателей и граждан страны хранить свои свободные средства в отечественных банках, пусть они будут уверены в том, что государство гарантирует сохранность их вкладов.

Это даст возможность нашим гражданам получать определённые дивиденды от своих вкладов в банках страны, улучшать уровень своей жизни и в то же время вносить свою достойную лепту в развитие экономики нашей Родины.

Дорогие друзья!
Экономическое развитие страны и обеспечение достойного уровня жизни народа непосредственно связаны именно с эффективной и своевременной реализацией национальных приоритетов страны, обеспечением процесса устойчивого развития страны в соответствии с Национальной стратегией развития, среднесрочными стратегиями, отраслевыми и местными программами.

Поэтому Правительству страны, соответствующим государственным структурам и органам необходимо предпринять конкретные меры для осуществления текущей среднесрочной стратегии. Также, с привлечением партнёров по развитию и гражданского общества следует принимать меры для подготовки очередной среднесрочной стратегии на 2013-2015 годы и укрепления национальных приоритетов.

Нынешний этап экономического развития страны, направленный на долгосрочное развитие, требует от государственных органов активного сотрудничества с партнёрами по развитию и гражданским обществом. Подготовка механизмов партнёрства государственных и частных секторов, привлечение внутреннего и внешнего капитала, активное участие частного сектора в развитии экономики и превращение его в надёжного партнёра создадут реальную основу стабильного развития.

На этом пути эффективная реализация Национальной стратегии развития посредством повышения инициативности и плодотворного использования человеческого потенциала являются прочной основой повышения уровня жизни народа, особенно социально нуждающегося населения и увеличения среднего слоя в стране. Развитие предпринимательства и всестороннее содействие его деятельности является одной из первостепенных задач Правительства страны, ибо малое и среднее предпринимательство, особенно производственное предпринимательство, является одним из важных факторов повышения уровня и качества жизни народа страны, и надёжной основой обеспечения стабильного развития национальной экономики и решения социально-экономических проблем.

Именно с этой целью Правительство страны уделяет особое внимание поддержке и развитию предпринимательства, и в последние годы осуществило целый ряд реформ, направленных на упрощение процесса регистрации предпринимательской деятельности и сокращение наименований лицензионных документов.

В результате реформы системы лицензирования количество лицензий для предпринимательской деятельности сократилось от 650 до 86 наименований и реформа в этом направлении должна быть продолжена.

В связи с этим Правительству страны следует в течение года обеспечить сокращение еще на 50% количества лицензирования и оформление электронным путем более 30-% лицензирования.

Вклад отечественных предпринимателей и компаний в выполнение созидательных целей Правительства страны в направлении создания производственных предприятий путем внедрения современных технологий и оборудования, создания новых рабочих мест, а также строительства и реконструкции социально-культурных сооружений весьма заметный и этот процесс будет всесторонне поддержан.

Следует отметить, что только в 2011 году со стороны предпринимателей было построено около 1000 социально-экономических объектов. В частности, были сданы в эксплуатацию 100 промышленных предприятий, в которых созданы более 12 тысяч новых рабочих мест. В связи с этим выражаю свою благодарность всем славным предпринимателям страны, которые внесли свой вклад в созидательный процесс, в развитие социально-экономических отраслей страны.

Со своей стороны государство, используя ресурсы и возможности, принимает постоянные меры для поддержки развития предпринимательства. Только в текущем году установленные налоговые льготы и таможенные пошлины для предпринимателей и промышленных предприятий составили 3,2 млрд. сомони, что, прежде всего будет способствовать развитию производства.

Кроме того, с целью поддержки предпринимательства в сельскохозяйственной сфере в последние годы за счёт государственного бюджета посредством банков выданы льготные кредиты на сумму более 680 млн.сомони.

Наряду с этим, хочу напомнить, что внутренний рынок должен быть привлекательным для развития предпринимательства и прямых инвестиций, производитель и потребитель товаров и продукций должны свободно вести свою деятельность, они не должны сталкиваться с разными искусственными и бюрократическими препятствиями, административным контролем и проверками. В этом направлении всем государственным органам и структурам следует принять безотлагательные меры в вопросе оказания государственных услуг предпринимателям и населению путём внедрения в своей деятельности электронной системы, используя современные информационные технологии. Ибо это повысит прозрачность, доступность и эффективность оказания государственных услуг и важнее всего, будет способствовать устранению коррупционных факторов.

Кроме того, Агентству по статистике необходимо принять меры для снижения количества статистических отчетов, а также их налаживания электронным способом. Конкурентоспособность экономики зависит от темпа перехода наших производственных предприятий на международные стандарты. С этой целью соответствующим министерствам и ведомствам поручается провести необходимые работы по реализации структурных реформ относительно дальнейшего развития национальной системы стандартизации и сертификации, и в короткие сроки завершить процесс перехода на систему технического регулирования, принятого на международном уровне. В частности, количество товаров, надлежащих обязательному сертифицированию, должно быть сокращено, от ныне существующих 7100 наименований до двух-трех раза, ускорено внедрение системы «единого окна» по упрощенным процедурам импорта и экспорта.

Также министерствам, ведомствам и исполнительным органам местной государственной власти необходимо принять решительные меры для дальнейшей поддержки предпринимательства, особенно в производственных сферах, а также устранения административных и искусственных препятствий.

Вышеуказанным органам необходимо, используя возможности и установленные льготы, всесторонне содействовать тем предпринимателям и компаниям, которые имеют желание создать малые и средние производственные предприятия, а также социально-культурные объекты.
Хочу особо подчеркнуть, что созидательные инициативы предпринимателей и отдельных лиц, которые для устранения последствий природных бедствий и решения социальных проблем строят необходимые объекты и безвозмездно передают их соответствующим государственным органам, должны быть освобождены от уплаты налога.

В связи с этим Правительству страны поручается принять необходимые меры для решения данного вопроса. Наряду с этим, Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом с целью дальнейшего развития предпринимательства и совершенствования законодательства данной сферы поручается подготовить и представить в 2012 году проект Закона «О государственной защите и поддержке предпринимательства» в новой редакции. С целью выполнения указаний и поручений, озвученных в предыдущем Послании Маджлиси Оли в направлении стимулирования предпринимателей на развитие производственной деятельности и внедрение современного оборудования и технологий, Указом Президента Республики Таджикистан был объявлен мораторий на проверку деятельности субъектов предпринимательства в производственных отраслях сроком на 3 года.

Анализ показывает, что действующий Закон страны «О проверке деятельности хозяйствующих объектов» не отвечает полностью современным требованиям и большое количество проверяющих органов и необоснованных проверок, которые наблюдаются, до сих вызывает беспокойство у предпринимателей.

В связи с этим, проверяющим органам поручается воздержаться от любых форм необоснованных проверок, а также от встречных проверок деятельности предпринимательских субъектов.

Также с целью приведения законодательства в соответствие с современными условиями регулирования деятельности предпринимательских субъектов, в том числе уменьшения количества проверяющих органов и проверок, Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом совместно с соответствующими министерствами и ведомствами необходимо в 2012 году подготовить и представить в Правительство страны проект Закона Республики Таджикистан «О проверке деятельности предпринимательских субъектов» в новой редакции.
В Послании прошлого года с целью осуществления реформ в налоговой сфере для максимального упрощения системы налогообложения и уменьшения количества налогов, увеличения доходной части государственного бюджета путём стимулирования налогоплательщиков и их полного налогообложения мной было поручено подготовить в 2012 году проект Налогового кодекса в новой редакции.

В связи с этим, для поддержки товаропроизводителей и увеличения внутреннего производства необходимо в проекте Налогового кодекса сократить наименование налогов до 50%, в том числе полностью сократить налог с розничной торговли и освободить от оплаты всех видов налога и таможенной пошлины ввоз всех наименований современного технологического оборудования.

Наряду с этим для совершенствования администрирования налога, сокращения времени и расходов предпринимателей посредством упрощения и облегчения процедур налогообложения сократить количество деклараций по налогам и отдельным выплатам до 40%, налоговых счетов до 60%, а также количество документов при таможенном оформлении до 30%.

Правительству страны необходимо совершенствовать проект Налогового кодекса с учётом озвученных сегодня задач, внесенных предложений и высказываний со стороны предпринимателей, граждан, общественных организаций и объединений, и завершить эту работу в течение 3 месяцев.
С целью обеспечения наших поставленных задач в выполнении государственного бюджета и финансирования социальных сфер, хочу обратиться к предпринимателям страны, чтобы они соблюдали культуру налогоплательщика, от чистого сердца своевременно выполняли свои обязательства перед государственным бюджетом.

Уважаемые присутствующие!
В течение 2012-2014 годов для поэтапного достижения основных целей национального развития и решения социальных проблем страны на сумму 13 млрд. сомони будут реализованы свыше 100 совместных инвестиционных проектов.

С целью укрепления экономического прогресса в условиях возрастающих глобальных вызовов и угроз, которые оказывают своё влияние на экономические сферы страны, важную роль играет все большее привлечение инвестиций в различные сферы экономики.

Для налаживания взаимовыгодных отношений в приоритетных отраслях страны, в том числе в гидроэнергетике, в секторах минеральной, легкой и продовольственной промышленности, сельского хозяйства, использования недр и туризма имеются достаточно возможностей и их эффективное использование во многом зависит от увеличения прямых, внутренних и зарубежных внешних инвестиций, а также от внедрения современной техники и технологий.

В связи с этим Государственному комитету по инвестициям и управлению государственным имуществом необходимо совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами расширить прямое сотрудничество с инвесторами, принять эффективные меры для своевременной и качественной реализации приоритетных проектов, которые осуществляются с привлечением государственных средств и средств международных организаций.

Также с целью ускорения диверсификации экономики, еще большего улучшения инвестиционного климата страны, обеспечения прав, гарантий и льгот внутренних и зарубежных инвесторов, внедрения механизма продвижения единой инвестиционной политики поручается совместно с министерствами и ведомствами подготовить и представить до конца текущего года на рассмотрение Правительства страны Концепцию государственной политики привлечения и защиты инвестиций. Кроме того, Правительству страны необходимо также принять необходимые меры для еще большего улучшения инвестиционного климата путем обеспечения гарантий имущественных прав, признания международных конвенций и других актов, направленных на защиту инвесторов, а также для внедрения более лучшей системы налогообложения и конкурентоспособных льгот.

Уважаемые присутствующие!
Наряду с реализацией национальных стратегических целей страны относительно обеспечения энергетической независимости, продовольственной безопасности и вывода страны из коммуникационной изоляции, вопрос оказания содействия развитию реального сектора является одним из основных направлений деятельности каждой государственной структуры и органа.

В этом направлении, прежде всего, Правительство страны должно в среднесрочной перспективе последовательно осуществлять начатые реформы и установленные приоритеты.

На предстоящие 3 года первостепенной задачей экономической политики государства станет ускорение развития реальных секторов экономики, особенно промышленности, энергетики, транспорта и коммуникации, сельского хозяйства, использование инициатив предпринимателей и возможностей частного сектора и на этой основе увеличение доходной части бюджета, а также более эффективное улучшение социальной защиты населения.

С целью обеспечения одной из стратегических целей нашей страны, то есть достижения энергетической независимости, наряду с другими мерами, обеспечивающими развитие сферы, предусмотрена реализация комплекса структурно-экономических реформ. На этом пути повышение конкурентоспособности топливно-энергетического комплекса зависит от активного продвижения политики бережливого и эффективного использования энергии, а также уменьшения её потери.

На этой основе для обеспечения потребностей страны в электроэнергии Правительством страны осуществляются конкретные меры в рамках принятых программ. Только за последние 5 лет на развитие отрасли было направлено более 7,5 млрд. сомони, были построены и сданы в эксплуатацию тысячи километров линий электропередачи и сотни малых и средних гидроэлектростанций мощностью свыше тысячи мегаватт.
В среднесрочной перспективе запланировано строительство более 70 малых и средних ГЭС, также мы намерены в ближайшие годы полностью обеспечить потребности страны собственной электроэнергией.

В этом плане Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом должен совместно с другими министерствами и ведомствами принять необходимые меры для привлечения внутренних и внешних инвестиций.

В текущем году на ГЭС Сангтуда-2 будут завершены строительные работы и данный энергетический объект заработает в полную мощность. В соответствии с планом будут продолжены работы на Рогунской ГЭС. В связи с этим, Правительству страны поручается обеспечить своевременное выполнение программ и планов по развитию отрасли.

Необходимо в вопросе обеспечения экономии электроэнергии принять действенные меры по уменьшению её потери, а также развитию альтернативных источников энергии. Кроме того, соответствующим органам и структурам для обеспечения потребностей населения и промышленных предприятий горючим материалом и топливом следует активизировать поисково-разведывательные работы на перспективных месторождениях нефти и газа.

В настоящее время в стране в сфере разведки, бурения, добычи и переработки нефти и газа ведут свою деятельность 11 отечественных и зарубежных компаний. Наряду с этим в сфере добычи угля на территории страны функционируют 12 различных предприятий. Следует отметить, что на нынешнем этапе решение проблемы нехватки нефтегазовой продукции отечественного производства и обеспечение потребностей страны в горючих материалах возможно путем эффективного налаживания добычи угля, его широкого использования в промышленности в качестве альтернативного энергетического источника. Ибо на территории нашей страны имеются большие запасы угля.

В связи с этим, с целью увеличения объемов добычи угля и налаживания работ по широкому использованию угля в промышленности Правительству страны поручается обеспечить скорейшее принятие и реализацию соответствующей государственной программы. Перед промышленностью и производственными предприятиями в качестве первостепенной задачи будет поставлен вопрос о том, чтобы добиваться большей добавочной стоимости путем повышения степени переработки сырья, производства готовых товаров, обретения прочной позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Наряду с этим, создание новых промышленных предприятий и новых рабочих мест является одним из важнейших направлений развития промышленности страны. В соответствии с намеченными планами, только в течение двух последующих лет, то есть в текущем и 2013 году, на территории страны будут построены 324 малых и средних промышленных предприятий, за счёт которых будут созданы 18 тысяч новых рабочих мест.

С целью ускорения процесса развития промышленности Правительству страны поручается до конца текущего года подготовить и принять программный документ по стратегии долгосрочного развития отрасли.

Наряду с этим, Министерству энергетики и промышленности совместно с соответствующими органами и структурами поручается осуществить реализацию конкретных мер по структурной реорганизации для увеличения объема производства конкурентоспособных и импортозаменяющих товаров и продукции, а также укрепления экспортной мощи страны.

Для этого, соответствующим органам и структурам необходимо всесторонне содействовать широкой переработке отечественного сырья, в том числе цветных металлов, драгоценных и декоративных камней, продукции сферы сельского хозяйства, чистой питьевой воды Таджикистана и её экспорту, внедрению современных производственных технологий, укреплению производственных мощностей, а также принять безотлагательные меры для устранения административных и искусственных препятствий.

Министерству транспорта, Таможенной службе, государственным унитарным предприятиям «Железная дорога Таджикистана» и «Таджик-Эйр» ускорить строительство и реконструкцию автомобильных и железных дорог, в том числе железной дороги «Вахдат-Яван», и предпринять серьезные меры по повышению уровня и качества обслуживания в аэропортах, станциях железной дороги и таможенных постах, а также по организации логистических структур.

Кроме того, ГУП ««Железная дорога Таджикистана» принять меры в направлении устранения искусственных бюрократических препятствий при импорте и экспорте предпринимателями и бизнесменами товаров и продукций.

Дорогие друзья!

В условиях Таджикистана сельскохозяйственная сфера является основным фактором, обеспечивающим продовольственную безопасность страны, источником обеспечения сырьем промышленных перерабатывающих предприятий, формирующим сектором экспортного потенциала страны и важнее всего, базой для создания новых рабочих мест.

Необходимо отметить, что наша страна располагает большими возможностями для производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Учитывая это, в случае рационального и эффективного использования производственных ресурсов сферы, мы полностью сможем обеспечивать себя зерновыми продуктами, фруктами, овощами, животноводческой и птицеводческой продукцией, а также другими видами продовольственной продукции.

Для достижения этой цели Правительство страны приняло 17 государственных программ, принимаются меры по земельной реформе, восстановлению хозяйств и развитию различных секторов сельского хозяйства.

Наряду с этим, для развития сельскохозяйственной сферы до сегодняшнего дня реализованы 9 инвестиционных проектов на сумму более 1 млрд. сомони, только за последние 5 лет за счёт государственного бюджета и других источников, с учетом выданных льготных кредитов, выделено свыше 2 млрд. 340 млн. сомони. В настоящее время на стадии реализации находятся ещё 16 инвестиционных проектов на сумму 1,2 млрд. сомони.

Для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо осуществить конкретные меры по рациональному использованию воды и земли, повышению плодородности земли, получению двух-трёх урожая, а также внед

← К списку пресс-релизов

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Коимдодов  Козидавлат Коимдодович

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Беларусь

Ссылки